Информация к новости
  • Просмотров: 15542
  • Автор: Peter Stetsyuk
  • Дата: 6-08-2009, 15:28
6-08-2009, 15:28

Чайкин Николай Яковлевич

Категория: Композиторы


Чайкин Николай Яковлевич
1915-2000

     Чайкин Николай Яковлевич, родился 15 февраля 1915 в Харькове. Композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
В 1940 окончил историко-теоретический факультетт Киевской консерватории (кл. композиции Л. Н. Ревуцкого, В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, класс специального фортепиано А. М. Луфера). Член СК СССР (с 1944).
     В 1930—1936 играл в оркестре народных инструментов Харьковского радио (гарм. флейта). В 1938—1941 — преподаватель теоретических предметов в Киевской консерватории, и музыкальной школе-десятилетке при консерватории, в 1941— 1945 — композитор, дирижер и аккордеонист фронтового ансамбля под рук. Е. П. Шейнина и П. П. Вирского.

     За годы войны им сделано свыше двухсот инструментовок, аранжировок и переложений произведений русских, советских и зарубежных композиторов для ансамбля песни и пляски. Особое место среди gроизведений военных лет занимает Соната N-moll для баяна. Появление этого сочинения стало значительным событием в истории баянного искусства, до того времени не знавшего подобных масштабов, сложности и глубины замысла. Одно из важнейших достижений Чайкина - новые методы изложения музыкального материала в музыке для баяна. И если многоплановость более характерна для сочинений, написанных до середины шестидесятых годов, то для более поздних сочинений более типична камерность, отсутствие, в целом, многоплановости, свойственной симфонизированной музыкальной ткани. Для этих произведений характерно использование среднего и высокого регистров, почти полное отсутствие дублировок. "Симфонизированные" масштабно-монументальные полотна Чайкина - яркая страница в истории баянного искусства. Их появление способствовало утверждению баяна в качестве сольного инструмента на симфонической эстраде, стало одним из важных факторов в формировании масштабного мышления исполнителей и приобщения баянистов разных поколений к жанрам сонаты, концерта, сюиты. Появившись на заре становления российского баянного академического искусства, творчество Чайкина оказало значительное влияние на процесс формирования профессионального баянного исполнительского искусства, способствовало развитию многих жанров баянной музыки т дальнейшем профессионализации исполнительства.

     В 1946—1956 — редактор, зав. редакцией Музгиза. В 1951—1964 — преподаватель по классу баяна, камерного ансамбля, курса инструментовки, методики, чтения партитур. С 1963 — доцент в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. С 1964 преподавал в Горьковской консерватории, с 1972 — профессор. Одновременно вел ассистентуру-стажировку в Белорусской консерватории с 1973 по 1978.

     Среди учеников — А. Сурков, Д.Шаталов, А.Беляев, В.Федосеев, A.Полетаев, Ю.Казаков, А.Яковлев, А.Резчиков, Э.Митченко,B.Беляков,
В. Герасимов, В. Бонаков, В. Авралёв, Е. Ишанин, Д. Штайн.
В 1970, 1971, 1972 — вице-президент, с 1976 — председатель музыкального комитета международной конфедерации аккордеонистов — CIA.
     Наиболее известные композиции Чайкина для аккордеона включают Украинская Сюита (1972), Концертная Сюита (1964) и Детский Альбом (1969).

     Композитор Николай Чайкин скончался в Москве 17-ого февраля на второй день после его 85-ого Дня Рождения в 2000 году.


Источник: Справочник баяниста,
автор А.П.Басурманов, под общей
редакцией профессора Н.Я.Чайкина.
Москва 1987

Ссылка на новость: http://www.goldaccordion.com/id283
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
2008-2015 © GoldAccordion.com
 

Личные сообщения

Ваши переписки

Gargždų muzikos mokykla