Привет, мужики! На форуме пользователь "stneu" задавал вопрос следующего х-ра;
В настройке фортепиано есть понятие-кривая Рейлсбека.Она показывает отклонения реалЬных(хорошо настроенных!)ф-но от расчетных частот РТС-басы занижаются,дисканты завышаются.Отклонения достигают 40 центов!А как дело обстоит у язычковых инструментов?Какова величина негармоничности обертонов и ее влияние на настройку?Может ,поэтому мастера настраивают по тюнеру только зону темперации/, а остальное "разгоняют" октавами
Вопрос о негамоничности обертонов язычковых
Но, к сожалению, вопрос остался без ответа. Меня этот вопрос тоже интересует.
Дело в том, что при настройке ф-но и роялей всегда басы занижаются, в зависимости от негармоничности струн конкретного инструмента, а дисканты завышаются...
Для ф-но и роялей существуют специальные тюнеры (например TuneLab или Veritune), в которых, перед, собственно, настройкой, производится определение негармоничности струн (занимает несколько минут). Затем, программа выдает результат "кривой Рейлсбека" и начинается настройка по тюнеру с учетом "кривой"... В прошлом, когда тюнеров не было, хорошие настройщики умели делать это на слух. Сегодня, в основном, пользуются тюнерами.
Но такие тюнеры как APTuner и ему подобные не имеют ничего подобного. Они и не знают, что такое негармоничность струн и "кривая Рейлсбека"...
Если пианино настроить без учета данной "особенности", то оно будет звучать "чисто", но "сухо", "плоско", "безвкусно"... и наоборот, если настроено по кривой Рейлсбека, то пианисты и настройщики говорят о таком инструменте, что он "поёт" (приятный, мелодичный звук)...
Как обстоит дело с настройкой язычковых в данном вопросе...? Может язычковые не имеют подобной особенности как "негармоничность" и для них данной проблемы не существует....? Но слушая настроенные баяны, аккордеоны ютюбовскими настройщиками-мастерами, я, всё же, склонен думать, что это касается и язычковых... Подскажите, если кто в курсе...
P.S.
Википедия, Кривая Рейлсбека
Более подробно и обстоятельно можно прочесть о негармоничности струн и кривой Рейлсбека в книге "Настройка пианино и роялей" автор: Карл-Йохан Форсс, стр. 210-211
Еще стоит прочесть раздел "О настройке краев диапазона" в статье "Современная настройка фортепиано" автор: Г. Богино (в этой статье автор утверждает, что "тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах...", а не только в ф-но и роялях...)